» Рабство в Древней Греции  » Ритуальное убиение рабов

Очевидно, некрополь в Кастрос значительно богаче, чем современные ему протогеометрические погребения Керамика. На Кипре сказывалось еще процветание микенского времени. Только в поздних кипрских погребениях уменьшается число ценных вещей, вторично используются заброшенные камеры и т. д.

В четырех могилах некрополя Кастрос  в дромосах, следовательно вне собственно погребения, обнаружено от одного до трех скелетов без каких-либо погребальных приношений. Все они зарыты под поверхностью дромоса в ямах. Шведские археологи полагают, что скелеты в дромосах принадлежали рабам, убитым во время похорон их хозяев.

В некоторых погребениях своеобразно местонахождение останков рабов. Так, в камере  найдены останки мужчины и женщины, а скелет раба расположен под дверью из дромоса в камеру так, что череп раба находился снаружи. Гьерстад предполагает, что раб-привратник должен был и после смерти охранять покой своих хозяев. Особый интерес представляют обстоятельства захоронения рабов в одной могиле. В камере погребен мужчина, вооруженный железным копьем.

Полностью отсутствует керамика. Под поверхностью дромоса обнаружено углубление с лежащими один на другом тремя скелетами. Расположение костяка верхнего из них позволило заключить, что жертва перед убиением была связана по рукам и по ногам. В дромосе того же погребения найденакаменная плита с выемкой посредине. Полагают, что она служила жертвенным столом.          

Кем могли быть жертвы этого ритуального обряда? Очевидно, как и в микенских погребениях, это были рабы, в крайнем случае военнопленные. Последнее все же менее вероятно. «Привратник» из погребения  не мог быть военнопленным. Поэтому имеются все основания присоединиться к мнению Гьерстада и считать доказанным для данной кипрской общины ритуальное убиение рабов во время похорон их господ.