» Рабство в Древней Греции  » Институт рабства

Все приведенные выше сообщения относятся к периоду, предшествовавшему завоеванию Колофона Лидизй, по-видимому, около 660 г. до н. э. Так получается несколько весьма важных отправных пунктов в древнейшей истории Колофона. Господство знати, преобладание конницы, богатство города, социальная борьба, вероятно между знатью и демосом, изгнание первой, завоевание близлежащей Смирны, вывод колонии на Халкидику — вся эта традиция лишена противоречий и в общем соответствует закономерностям исторического развития ранних греческих полисов. Здесь может вызвать некоторое сомнение только ранняя датировка этих событий. Однако сомнения в значительной мере рассеиваются фактом лидийского завоевания; вряд ли возможно предполагать, что после него политическая борьба в Колофоне развивалась без помех.

Согласно традиции, в Афинах отмена царской власти и переход к пожизненному архонтату произошли вскоре после смерти Кодра при его сыне Медонте или внуке Акаете уже в середине XI в., а пожизненный архонтат был сменен десятилетним 300 лет спустя . На эти три столетия падает отмена царской власти и . в Ионии.

В процессе исторического развития Греции прерогативы царской власти постепенно ограничиваются. Ее объем был наибольшим в микенский период с его роскошными дворцами и разветвленпым бюрократическим государственным аппаратом. Переход к гомеровскому периоду был ознаменован быстрым крушением всей раннеклассовой дворцовой системы и соответственным уменьшением роли царьков, фактически племенных вождей. С этим, быть может, связано и исчезновение титулов ванаки и лавагета, чье место занимают басилеи, которые з пилосских документах выступают не как носители верховной власти, а в качестве местных администраторов — деревенских старшин. Затем последовало дальнейшее постепенное ограничение функций басилеев вплоть до фактической замены их власти правлением аристократической верхушки общества.

Этому процессу сопутствовало превращение акрополей, которые раньше были царскими резиденциями, в центры религиозного культа божеств-покровителей той или иной общины. Место царских дворцов занимают храмы. Соответственно этому центрами городской жизни в Малой Азии были не дворцы, а святилища (Посейдона в Панионии, Дсметры в Микале, Артемиды в Эфесе, Аполлона Дидимского в Милете и т. д. я это обстоятельство свидетельствует против существования (во всяком случае длительного) царских дворцов в Ионии.

При современном уровне археологических работ в Малой Азии еще нельзя окончательно решить, существовали ли на ее западном побережье какие-нибудь прообразы дворцов гомеровских басилеев. Такая возможность не исключается полностью, но кажется маловероятной.

1 2 3 4 5 6