» Рабство в Древней Греции  » Институт рабства

Имеем ли мы право судить по материалам Керамика об общественных отношениях во всей Аттике? Думается, что да. Данные из афинской Агоры, Элевсина и других местностей Аттики прекрасно дополняют комплексные свидетельства Керамика. Последние подтверждаются и скудными крохами письменной традиции. Рациональное зерно преданий о замене царской власти пожизненным, десятилетним, а потом годичным архонтатом (традиционная дата установления последнего — 684-83 г. до и. э.), несомненно, отражает процесс усиления родовой знати как осознавшей свой общественный вес социальной группы. Поздние слои могильника в Керамике наглядно иллюстрируют одну из начальных стадий того исторического процесса, который закончился тем, что «полития была у них во всех отношениях олигархической; и находились в порабощении бедняки у богатых, и сами они, и дети, и жены».

В общеисторическом плане данные Керамика использовались, насколько мне известно, только сторонниками расистских концепций. Между тем данные могильников Керамика, благодаря их обилию, непрерывной последовательности на протяжении пяти столетий и полноте материала, действительно позволяют если не решить, то поставить ряд важных общеисторических вопросов. Одним из них является вопрос о месте Аттики в социально-экономическом развитии эллинского мира в течение этих столетий. Если рассматривать памятники Керамика в этом плане, то окажется, прежде всего, что регресс в Афинах принял значительно меньшие размеры, чем в других центрах микенской культуры. Фактически только Афины и далекие кипрские общины смогли избежать разрушительных последствий дорийского завоевания.

Возможно, благодаря этому Афины уже в середине X в., раньше других эллинских обществ, возобновили контакты с побережьем Фессалии и с Кикладами. Здесь, наряду с центральным для этого района положением Афин, сыграли свою роль микенские традиции. На дальнейшее развитие Афин в IX в. влияли в основном внутренние факторы; не последним из них было сознательное подражание традициям микенского ремесла. Можно полагать, что Афины в ту пору сохраняли свое первенствующее значение в почтилишенном контактов с Востоком греческом мире. Такое состояние меняется только в VIII в.

В это время в Афинах все еще продолжается подъем ремесла, усиливаются внешние связи, впервые ощущается влияние Востока, обогащается родовая знать и усиливается ее общественное значение. Однако значительно большие возможности получили теперь греческие общины, которые были теснее связаны с передневосточными странами (Кипр, Родос) или имели непосредственные торговые связи с глубинными районами Малой Азии (прибрежные малоазийские полисы). В результате в первой половине VIII в. наметилось относительное, а со второй половины того же столетия и абсолютное отставание Афин, которое усиливается в следующем веке.

1 2 3 4 5 6